24.09.18. Защитить право на жилье поможет… законодательство Союза ССР и союзных республик О статусе служебных жилых помещений, предоставленных гражданам еще в советское время, и оформлении прав на них .НАГ. №18. Сентябрь 2018.

Артём Чумаков, адвокат АП г. Москвы

Защитить право на жилье поможет… законодательство Союза ССР и союзных республик О статусе служебных жилых помещений, предоставленных гражданам еще в советское время, и оформлении прав на них

В статье рассматривается проблема приобретения прав на жилые помещения, предоставленные гражданам в качестве служебных еще в советское время. Автор полагает, что муниципалитеты, а в Москве и Санкт-Петербурге – органы власти городов – только в 1991 г. – после разграничения государственной собственности в РФ – приобрели права распоряжаться этим жильем. Верховный Суд РФ указал, что с этого момента также автоматически прекратился служебный статус такого жилья, однако не все чиновники готовы это признать. На страницах «АГ» уже обсуждалась проблема оформления в социальный наем служебных жилых помещений в Москве. Особые сложности связаны с определением статуса ведомственных квартир, предоставленных еще советскими предприятиями, организациями, ведомствами до 1991 г. Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру» (далее – Постановление № 711-ПП) по смыслу, придаваемому ему самим Правительством Москвы и уполномоченным органом в сфере управления имуществом Департаментом городского имущества г. Москвы (ДГИ), фактически приравнивает советское служебное жилье (не приватизированное к данному моменту) по своему статусу к помещениям, предоставляемым в качестве служебных г. Москвой в соответствии с Жилищным кодексом РФ сегодня, а г. Москва отводит себе роль наймодателя по отношению к этому служебному фонду. Городские власти обосновывают это тем, что ордера на служебные квартиры, предоставленные до 1991 г., выписывались районными исполнительными комитетами г. Москвы, поэтому уже тогда, в советское время, это жилье принадлежало г. Москве. Таким образом, рассуждают чиновники, служебный статус этого жилья, а также право города владеть, пользоваться и распоряжаться им не прерывались и сохраняются до настоящего времени. Оформить такое жилье в социальный наем возможно только при выполнении условия, предусмотренного Постановлением № 711-ПП, – при наличии у нанимателя 10- летнего стажа работы на московских предприятиях (организациях, ведомствах). Такую же позицию приходилось слышать и от московских судей. Однако работая над подобным делом, я пришел к выводу, что применение к советским служебным квартирам правил Постановления № 711-ПП в высшей степени спорно. И вот почему. До коренных преобразований законодательства в ходе «перестройки» вся собственность в стране делилась на социалистическую и личную (ст. 93 ГК РСФСР 1964 г.). К социалистической собственности относилась государственная (общенародная) собственность, а также собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, собственность общественных организаций (колхозно-кооперативная собственность). Личная собственность служила одним из средств удовлетворения потребностей граждан. В соответствии со ст. 4 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 г. № 5150-Х (далее – Основы) выделялись четыре категории www.yourpress.ru жилищного фонда – государственный жилищный фонд (принадлежал государству); общественный жилищный фонд (принадлежал колхозам, иным кооперативным организациям, объединениям, профсоюзам); фонд жилищно-строительных кооперативов (принадлежал ЖСК); а также индивидуальный жилищный фонд (частные дома, находившиеся в личной собственности граждан). В свою очередь, первая категория – государственный жилищный фонд – подразделялась на государственный жилищный фонд, находившийся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов), и государственный жилищный фонд, находившийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). В 1984 г. был введен в действие Жилищный кодекс РСФСР, который во многом воспроизводил нормы Основ. Из взаимосвязанных положений ГК РСФСР и Основ можно прийти к выводу, что помещения, полученные в советское время из ведомственного фонда в качестве служебных, относились к категории социалистической собственности, подкатегории – государственной собственности. А в соответствии со ст. 94 ГК РСФСР единым собственником всего государственного имущества являлось само государство. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1) весь жилищный фонд, в том числе находившийся на балансе организаций и предприятий, был передан в собственность муниципалитетов (в Москве и Санкт-Петербурге – в собственность этих городов). Таким образом, только с 1991 г. Москва стала собственником бывших служебных квартир. Довод ДГИ об ордере, выписанном соответствующим исполкомом г. Москвы, доказывающим право города, также можно опровергнуть нормами действовавшего в то время законодательства. В частности, в соответствии со ст. 297 ГК РСФСР жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находилось, предоставлялось в пользование по выдаваемому исполнительным комитетом районного (городского) Совета депутатов трудящихся специальному ордеру. При этом, как указал Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 г. (утвержден Постановлением Президиума ВС РФ от 7 и 14 июня 2006 г.), с момента передачи служебного жилья по Постановлению № 3020-1 в муниципальную собственность (а в Москве и Санкт-Петербурге – в собственность этих городов) оно автоматически утратило статус служебного, следовательно, к нему применяется режим социального найма (раздел «Вопросы применения жилищного законодательства», ответ на вопрос 21). Мои доводы нашли отражение в решении Дорогомиловского районного суда г. Москвы, а также в апелляционном определении Московского городского суда. Дело достаточно тривиальное. Глава семьи получил служебную квартиру в 1982 г. В настоящее время собственником этого жилого помещения согласно выписке из ЕГРН является г. Москва, который в лице ДГИ отказал проживающим в квартире лицам в заключении договора социального найма в связи с невыполнением требований Постановления № 711-ПП (глава семьи не выработал необходимый стаж на предприятии (организации, ведомстве) г. Москвы). Семья обратилась за защитой ее прав в суд. Непреклонная позиция ДГИ о том, что такие квартиры подпадают под ныне действующие правила о служебном городском жилье, не только закрывает для тех, кто не имеет 10 лет стажа на московских предприятиях (организациях, ведомствах), возможность оформления договора социального найма и приватизации, но и приводит в целом к неопределенности в части проживания. Ведь если жилье до сих пор служебное, но никто из членов семьи сегодня уже не работает в организациях или органах власти города, последний имеет право поставить вопрос о выселении. И даже заявление об истечении срока исковой давности (а три года с www.yourpress.ru момента увольнения члена семьи с предоставившего жилье московского предприятия, как правило, в подобных случаях уже давно прошли) сегодня уже не является эффективным средством защиты, поскольку Верховный Суд РФ в Определении от 2 августа 2016 г. № 56- КГ16-10 указал, что договор найма служебного жилого помещения действует до фактического освобождения жилья. Следовательно, и течение срока давности до этого времени не может начаться. Будем надеяться, что готовность судов обратиться к уже забытому законодательству Союза ССР в целях выяснения всех обстоятельств, связанных с возникновением жилищных прав граждан, защитит, наконец, их законное право на квартиры, в которых они уже несколько десятилетий проживают, но права на которые все еще ставятся под сомнение. www.yourpress.ru