24.12.18. К чему приравнять криптовалюты? Природа ценных бумаг и криптовалют существенно отличается . НАГ. № 24. Декабрь 2018.

Александр Арбузов, партнер юридической компании «Дювернуа Лигал»

К чему приравнять криптовалюты? Природа ценных бумаг и криптовалют существенно отличается

В данном комментарии к статье Романа Янковского «Перспективы криптовалюты» (см.: «АГ». 2018. № 23 (280)) автор, отмечая, что полное отождествление в правовом регулировании криптовалют и ценных бумаг вряд ли возможно и что скорое признание со стороны государства ждет токены, приходит к выводу, что криптовалюта – это действительно новый вид имущества, природа которого отчасти уже определена самой судебной практикой, где «криптоденьги» называют «виртуальными средствами платежа и накопления». Статья очень хорошо описывает современные тенденции и проблемы электронных валют. С чем-то следует согласиться, с чем-то не совсем. В частности, согласен, что сфера применения цифровых финансовых активов будет расширяться, завоевывая для себя все новые и новые ниши в экономике. Более того, многие из них в настоящее время мы пока что даже представить не можем, поскольку криптовалюты, как ни что другое в современном мире, олицетворяют собой одни из основных признаков свободного капиталистического рынка: свободу движения товаров и капиталов, отсутствие границ. Автором отмечено появление уже сейчас утилити-токенов (криптоденег, обеспеченных товарами, работами или услугами), виртуальных валют с гарантией со стороны их создателей обратного выкупа («виртуальных облигаций»), использование электронных финансовых активов в ICO для привлечения инвестиций в интернет-стартапы в качестве объектов залога и прочее. Все это, действительно, потребует правового регулирования, как в свое время объективное усложнение гражданского оборота вызвало необходимость появления норм о франчайзинге, эскроу и многого другого в современном законодательстве. Право всегда следует за экономикой, что легко проследить, просто сравнив разнообразие институтов ныне существующего права не то, что с древним римским, но даже с советским. При этом также согласен с автором, что в этом плане такой объект прав, как криптовалюты, представляет определенные сложности для законодательного регулирования, заключающиеся в отсутствии у них единого эмиссионного центра (технология блокчейн). В связи с этим, по моему мнению, наиболее скорое признание и поощрение со стороны государства, скорее, ждет не криптовалюты, а токены. Разница между обоими заключается в том, что у токенов единый эмиссионный центр все же есть – это те платформы, которые выпускают условные единицы для оплаты ими за определенные товары, работы и услуги (например, в социальных сетях и играх). Что же касается собственно криптовалют, т.е. Bitcoin и его разнообразных альтернатив (альткойнов) типа Ethereum, Litecoin и пр., то, как мне представляется, отношение к ним со стороны государства еще долго будет половинчатым, как к бедному родственнику: хотели бы запретить ввиду широкого и не поддающегося контролю использования «битков» в незаконных операциях купли-продажи оружия, наркотиков и пр. в так называемом теневом сегменте интернета (Darknet), но запретить не могут, а потому вынуждены мириться с существованием и постараться извлечь хоть какую-то выгоду. Такую выгоду государство увидело для себя в налогообложении доходов от инвестиций в криптовалюты. Уверен, что именно этим в первую очередь обусловлено появление проекта Федерального закона «О цифровых финансовых активах», а не существованием на рынке токенов (хотя, справедливости ради, токенам в нормативном акте также уделена изрядная доля внимания). Устанавливая указанным законом правила пользования криптовалютами через открытие лицевых счетов у лицензированных операторов, идентификацию владельцев www.yourpress.ru этих самых счетов и пр., государство осторожно (о чем свидетельствует установление лимитов вложений в криптовалюты) пытается вывести в правовое русло тех пользователей «криптоденег», кто и рад бы работать открыто, но не может из-за отсутствия правил. Параллельно тем самым происходит процесс узаконивания криптоденег как платежного средства. Автор прав, отмечая случаи блокировки сайтов, использующих криптовалюты как нечто уже устаревшее и, добавлю, противоречащее объективным экономическим процессам (см. сказанное выше про криптовалюты как яркое олицетворение свободы движения капиталов вне государственных границ), идущее вразрез с изменившимся подходом руководства государства к данной «проблеме». С чем вряд ли соглашусь, так это с содержащимся в статье утверждением, будто криптоденьги проще всего приравнять к ценным бумагам. Отчасти такой подход уже присутствует в готовящемся законодательстве о цифровых финансовых активах – недаром операторов собираются обязать к владению лицензией ЦБ РФ как профессиональных участников фондового рынка. Однако все же природа ценных бумаг и криптовалют существенно отличается, и потому их полное отождествление в правовом регулировании вряд ли возможно (поправок в законодательство от такого упрощения стало бы не меньше, а, скорее, даже больше). Авторы законопроекта это прекрасно понимают, а потому разумно вводят для данного нового вида имущества термин «цифровой финансовый актив». Криптовалюты и токены – это действительно новый вид имущества, введенный в оборот развитием мировых экономических отношений, и относиться к ним правильнее всего именно с такого ракурса. При этом природа этого нового имущества отчасти уже определена самой судебной практикой, где «криптоденьги» называют «виртуальными средствами платежа и накопления» (см., например, определение ВС РФ от 20 апреля 2018 г. № 78-КГ17-101 или апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27 февраля 2018 г. по делу № 2-1993/2017). www.yourpress.ru