25.10.19. На граждан не распространяется. О привлечении к ответственности пользователей Telegram.АГ.

На граждан не распространяется

О привлечении к ответственности пользователей Telegram
Ушакова Наталья
Ушакова Наталья

Адвокат, руководитель уголовной практики юридической компании «Нортия ГКС»
Материал выпуска № 19 (300) 1-15 октября 2019 года.

В настоящем отклике на статью Вячеслава Голенева «Ответственность за использование Telegram» (см.: «АГ». 2019. № 18 (299)), автор подчеркивает, что круг лиц, обязанных принять меры по ограничению доступа к сервису Telegram, четко определен, а правовые механизмы для привлечения граждан к ответственности за пользование данным сервисом отсутствуют.

Актуальность заявленной автором темы в настоящее время трудно недооценить. В эпоху широкого развития мессенджеров практически все современное общение происходит именно через указанные форматы, позволяющие обмениваться сообщениями и медиафайлами. Сервис Telegram является одним из самых популярных на настоящий момент существующих сервисов. По мнению источника vedomosti.ru, на конец 2018 г. аудитория Telegram достигла 200 млн человек. Приложения Telegram присутствуют в свободном доступе на App Store и Google Play. И не последним фактором при его выборе для пользователей является конфиденциальность передаваемой информации. Но насколько законно сейчас пользование указанным сервисом и не влечет ли обмен сообщениями в нем какой-либо ответственности?

Действительно, как абсолютно верно указывает Вячеслав Голенев в своей статье, для рядовых пользователей ответственность за использование сервиса Telegram российским законодательством не предусмотрена.

Анализ широко обсуждаемого решения Таганского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2018 г. по делу № 2-1779/2018, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 июня 2018 г., дает основание говорить лишь об ограничении доступа к сервису, который должна реализовать Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Именно ей судебным решением предписано принять меры по ограничению доступа к сервису на территории Российской Федерации.

Кроме того, указанным решением суд обязал Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и иных лиц прекратить создание технических условий для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

Таким образом, круг лиц, обязанных исполнять вышеназванное решение суда, четко определен: это сам уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (в данном случае Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций), а также лица, создающие технические условия для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений.

Необходимо отметить, что все судебное решение базируется исключительно на одной норме права – ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), регламентирующей деятельность и обязанности исключительно организатора распространения информации.

В связи с этим говорить о необходимости исполнять указанное решение гражданам – пользователям сервиса Telegram неправомерно. Любое иное расширительное толкование резолютивной части суда не соответствует закону.

Тем более ошибочно утверждать о какой-либо административной либо уголовной ответственности для пользователей сервиса, обусловленной уклонением от исполнения указанного решения суда.

Нормы ст. 17.15 КоАП РФ, а также взаимосвязанной с ней ст. 312 УК РФ, предусматривающие ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению, не предусматривают такой возможности.

Дополнительный анализ актуальной редакции Закона об информации, проведенный автором статьи, также позволяет утверждать об отсутствии иных механизмов для привлечения граждан (физических лиц) к ответственности за пользование сервисом. Ссылки на возможное привлечение к административной ответственности за нарушение указанного закона, предусмотренные ст. 17, а это, в частности, составы административных правонарушений, закрепленные ст. 13.12, 13.13, 13.32, 19.7.10, 19.7.10-1, на граждан не распространяются.

Еще одним заслуживающим внимания в рамках рассмотрения настоящей темы документом является постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г. № 744 «Об утверждении Правил информирования граждан (физических лиц) об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусматривающее порядок информирования граждан (физических лиц) о таком ограничении. Однако и указанное Постановление не содержит запрета для граждан пользоваться сервисом, доступ к которому ограничен.