25.12.18. Регулирование криптосферы будет ужесточаться . НАГ. № 24. Декабрь 2018.

Павел Шульга, старший юрист «Инфралекс»

Правила игры изменились

Регулирование криптосферы будет ужесточаться

Автор настоящего отклика на статью Марии Аграновской и Ксении Брук «”ICO” и не только» (см.: «АГ». 2018. № 19 (276), № 20 (277)) поддерживает вывод коллег о целесообразности выбора схемы проекта и юрисдикции для его реализации с прицелом на сотрудничество с регуляторами, а не минимизацию контакта с ними, поскольку позиция большинства законодателей и регуляторов в отношении блокчейна, криптовалют и ICO стала активной. Статья наглядно иллюстрирует смену парадигм, которая произошла в сфере привлечения средств и реализации проектов с использованием блокчейн за последние два года. В 2016–2017 гг. приоритетом для организаторов и спекулятивных инвесторов была скорость и окупаемость, а вмешательство государственных регуляторов рассматривалось как нежелательный, но маловероятный риск, который мог быть минимизирован за счет выбора лояльной к криптоинвестированию юрисдикции. Однако после упомянутого в статье крушения волны массовых неконтролируемых ICO (как мошеннических, так и просто непрофессионально реализованных) на первый план вышли такие параметры, как практическая осуществимость и жизнеспособность того проекта, для реализации которого и осуществляется привлечение средств. В связи с этим стали особенно актуальными описанные авторами практические вопросы квалификации выбранной организационной схемы, выбора механизма работы с инвесторами, соблюдения контрольных формальностей, налогового планирования, идентификации клиентов, конвертации криптовалюты, работы с банками и связанные с ними юридические факторы. С учетом данных изменений можно согласиться со сделанным выводом в статье о возможной целесообразности выбора схемы проекта и юрисдикции для его реализации с прицелом на сотрудничество с регуляторами, а не минимизацию контакта с ними. Как справедливо отмечают авторы, такое решение зачастую является оптимальным, поскольку практические выгоды от получения лицензии или разрешения могут существенно минимизировать или устранить препятствия к решению вышеописанных бизнес-вопросов. Данная проблема особенно обостряется в том случае, если проект локализован в одной стране, но и выбор дуалистичной структуры вида «компания-организатор-ICO + операционная компания, реализующая проект» лишь отчасти снимает вышеописанные риски. Если рассматривать выделенные авторами регуляторные и законодательные тенденции, то станет очевидной еще одна причина для того, чтобы следовать их рекомендации. В 2016–2017 гг. позиция большинства законодателей и регуляторов в отношении блокчейна, криптовалют и ICO была либо выжидательной, либо отсутствовала вовсе. В настоящее же время, как констатируют авторы, этот подход все более сменяется активной позицией, и нет оснований предполагать, что в обозримом будущем данная тенденция повернет вспять в сторону дерегулирования. Напротив, в 2019–2020 гг. можно ожидать дальнейших шагов по повышению требований, ужесточению регулирования и международной координации действий государственных органов в криптосфере. В свете этого предполагается разумным планировать действия по привлечению средств с упреждением таких изменений для минимизации последующих рисков. Наконец, можно предполагать, что с течением времени данный процесс станет самоподдерживающимся за счет положительной обратной связи. Каждый участник рынка, www.yourpress.ru который делает выбор в пользу сотрудничества с регулирующими органами, автоматически уменьшает этими действиями сравнительную привлекательность тех проектов, которые предпочитают оставаться в «серой» зоне и всячески избегать государственного внимания. Когда на рынке сформируется критическая масса таких участников и работа с регуляторами станет стандартной практикой, деятельность остальных организаторов ICO может существенно усложниться, поскольку как инвесторы, так и проверяющие органы, будут иметь основания для того, чтобы предполагать их недобросовестность либо непрофессионализм. Подводя итог, можно в целом согласиться с тем, что основной урок, который можно извлечь из судьбы ICO-бума, заключается в том, что правила игры в сфере привлечения средств и реализации проектов с использованием блокчейн необратимо изменились. Организаторы проектов больше не могут позволить себе полагаться на равнодушие регуляторов и ограничиваться построением краткосрочных бизнес-планов и дорожных карт, которые заканчиваются с продажей последнего токена. Для того, чтобы конкурировать на рынке, где массовые мелкие проекты-однодневки постепенно вытесняются крупными институциональными игроками, а регуляторы и законодатели с каждым днем усиливают контроль за криптосферой, выбор юридической схемы и применимой юрисдикции должен осуществляться с не меньшим тщанием, чем написание и проверка программного кода и протоколов в основе проекта. www.yourpress.ru