26.10.19. Каким будет выбор законодателя? О ключевых вопросах регулирования цифровых активов. АГ.

Каким будет выбор законодателя?

О ключевых вопросах регулирования цифровых активов
Симоянов Николай

Cоветник, руководитель практики налогового консультирования и налоговых споров компании «Томашевская и партнеры»
Материал выпуска № 19 (300) 1-15 октября 2019 года.

Откликаясь на статью Ирины Муращенковой «Попытки взять в оборот ЦФА» (см.: «АГ». № 16 (297)), автор формулирует свой подход к решению вопросов, обсуждавшихся на «налоговом» заседании комиссии АЮР, и считает, что порядок налогообложения цифровых активов в России будет зависеть от отношения законодателя к феномену блокчейна в целом.

Большинство юристов, с которыми я обсуждал вопрос налогообложения криптовалют и иных цифровых активов, согласны с тем, что наличие в Российской Федерации хотя бы какого-то регулирования лучше, чем его полное отсутствие. Однако если принятое регулирование будет неудачным, то цифровые активы не будут эффективно использоваться в России, а с учетом их трансграничного характера просто «утекут» в другие юрисдикции, где их можно эффективно использовать.

За рубежом несколько прогрессивных регуляторов уже решили или близки к решению вопросов налогообложения цифровых активов. Россия здесь явно отстает, более того, в перспективе может оказаться среди аутсайдеров. Еще два года назад казалось, что изменения в законодательство будут вот-вот приняты, однако до сих пор ключевой законопроект «О цифровых финансовых активах» (опубликованный, напомню, в декабре 2017 г.) до сих пор не прошел дальше первого чтения. При этом сам закон никаких норм о налогообложении цифровых активов не содержит – его принятие станет лишь предпосылкой для формирования законодательства и соответствующей практики.

Поэтому деятельность комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики МО АЮР я расцениваю исключительно положительно. Хочу прокомментировать ряд позиций, обсуждавшихся на «налоговом» заседании комиссии и описанных Ириной Муращенковой в ее статье.

Вопрос первый. Деньги или имущество?

В мире применяется несколько подходов к цифровым активам в контексте налогообложения. Так, криптовалюта считается либо аналогом «настоящих» (фиатных) денег (в Великобритании, Швейцарии), либо имуществом в виде нематериального актива.

Мне как практику кажется, что приравнять криптовалюту к фиатным деньгам – наиболее адекватный подход. Он позволит распространить на отношения с цифровыми активами те подходы, которые уже сложились в отношении наличных и безналичных денег: например, когда криптовалюта используется как средство платежа, обмен денег на деньги не повлечет дополнительного налогообложения.

Любой другой подход, наоборот, осложнит задачу. Например, обмен криптовалюты-имущества на фиатные деньги будет означать дополнительное налогообложение (НДС), обмен криптоактивов друг на друга может квалифицироваться как бартерная сделка и т.д. В таких условиях мы получим колоссальный теневой рынок и осложним задачу интернет-стартапам, обменникам, биржам.

Вопрос второй. По какому курсу считать налог?

Важный вопрос налогообложения цифровых активов – по какому курсу рассчитывать их стоимость при обмене. Центральный банк не публикует курсы основных криптовалют, в России нет признанных площадок обмена, и в результате при определении налоговой базы сложно установить, какую прибыль получил налогоплательщик при обмене одних цифровых активов на другие.

Какие варианты здесь возможны? Самый очевидный – отдать этот вопрос на откуп налогоплательщику, который сам в декларации укажет применявшийся для обмена курс. В таком случае необходимо установить правила фиксации данного курса, чтобы налогоплательщик не мог им манипулировать, подгоняя под свои операции в различные периоды. Правда, даже если курс будет закрепляться, например, на год, у налоговых органов все равно будет стимул найти в изменениях курса не объективные причины, а необоснованную налоговую выгоду.

Поэтому более практически полезный способ – установить заслуживающий доверия источник курсов цифровых активов. Например, в обороте драгоценных металлов применяются учетные цены Центрального банка, который, в свою очередь, ориентируется на Лондонскую биржу металлов. Тот же принцип можно использовать и в отношении цифровых активов: например, Центральный банк может фиксировать текущие курсы криптовалют, опираясь на усредненные показатели из нескольких онлайновых бирж. Такой на первый взгляд непривычный подход уже используется в нескольких странах: в числе прочих публикует курсы на сайте швейцарский регулятор SFTA.

Вопрос третий. Как вести комплаенс и бухучет?

Важно понимать, что в случае с отчетностью по цифровым активам речь может идти об огромном количестве транзакций, и требование, к примеру, ежедневно отчитываться по каждой из них будет означать непомерную нагрузку и утомительное налоговое администрирование. Если применять традиционный подход к криптовалютному комплаенсу, результат окажется чересчур сложным, дорогим и никому (включая ФНС РФ) не нужным.

Аналогичная проблема наблюдается в отношении бухгалтерских стандартов отчетности. Компании хотят показывать цифровые активы на своих кошельках, использовать их при формировании уставного капитала в качестве обеспечения при выпуске ценных бумаг. В текущих стандартах это сделать невозможно. В качестве позитивного примера можно привести белорусское законодательство о цифровых активах, разработка которого включала дополнение правил бухгалтерского учета.

Вопрос четвертый. Что делать с НДФЛ?

Если цифровые активы рассматриваются законодателем не как средство платежа, а как средство инвестирования, полагаю, что следует предусмотреть минимальный порог необлагаемого налогом дохода от соответствующих операций. Таким путем пошли, к примеру, в Германии, где такой порог составляет 600 евро. Для сравнения, в России озвучивалась совершенно несерьезная цифра в 4000 рублей. Представляется разумной установить золотую середину – несколько десятков тысяч рублей в год.

По какому пути пойдет Россия в налогообложении цифровых активов? Я полагаю, это в первую очередь будет зависеть от отношения законодателя к феномену блокчейна в целом. Будет ли он рассматривать цифровые активы как способ стимулировать новую индустрию, привлекать иностранные инвестиции в отечественные проекты, развивать перспективные стартапы? Или же продолжит относиться к ним как к рискованному инструменту построения пирамид и незаконных налоговых схем? От этого зависит в конечном счете и налоговая политика, и регулирование цифровых активов в целом.