26.10.19. Неотложная задача. О необходимости законодательного регулирования налогообложения цифровых активов. АГ.

Неотложная задача

О необходимости законодательного регулирования налогообложения цифровых активов
Шиенок Иван
Шиенок Иван

Адвокат, руководитель налоговой практики Адвокатского бюро «Инфралекс»
Материал выпуска № 20 (301) 16-31 октября 2019 года.

В своем обобщающем отклике на статью Ирины Муращенковой «Попытки взять в оборот ЦФА» (см.: «АГ». 2019. № 16 (297)) и откликам коллег на нее автор высказывает свою точку зрения на ключевые вопросы правового регулирования налогообложения цифровых активов, обсуждавшиеся в ходе дискуссии в АЮР, отмечает, что потребность в детальной разработке новых правовых институтов, регулирующих как создание самих активов, так и их оборот, давно назрела, и указывает на препятствия, тормозящие принятие необходимых изменений.

Как представляется, следует согласиться с общим мнением всех участников дискуссии о том, что сегодня перед российским законодателем стоит неотложная задача по принятию комплекса правовых норм, регулирующих вопросы использования так называемых цифровых активов.

Очевидно, что деятельность законодателя не может ограничиться принятием отдельных норм, лишь самым общим образом определяющих их правовую природу, как это имеет место в случае с упомянутыми в статье изменениями ГК РФ. На сегодняшний день существует потребность в детальной разработке новых правовых институтов, регулирующих как создание самих активов, так и их оборот. Не последнюю роль в ряду стоящих перед законодателем вопросов играют вопросы налогообложения операций с цифровыми активами.

Как справедливо указывает Ирина Муращенкова, эта задача пока что далека от выполнения. Проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах» до сих пор находится в стенах Государственной Думы. Возможные изменения налогового законодательства пока обсуждаются исключительно среди экспертов. На уровне Минфина России и ФНС России хотя бы временное решение получили лишь отдельные вопросы налогообложения.

При этом во многих странах правовое регулирование в данной сфере активно развивается. По справедливому замечанию Николая Симоянова, Россия в данном вопросе в перспективе рискует оказаться в числе аутсайдеров.

Анализ мнений участников состоявшейся в АЮР дискуссии позволяет выявить следующие ключевые для законодательного регулирования налогообложения «цифровых активов» вопросы.

Прежде всего необходимо принять принципиальное решение о необходимости введения для налогообложения цифровых операций специальных налогов либо о возможности распространения на них уже существующей системы налогообложения. Большинство специалистов находят второй вариант более предпочтительным для России. Положения НК РФ об НДС, НДФЛ, налоге на прибыль допускают возможность внесения в них необходимых изменений без нарушения общей целостности налоговой системы государства. Введение специального «цифрового налога» в России не требуется, констатирует Ирина Муращенкова.

Важнейшее значение имеет вопрос о том, должны ли «цифровые активы» для целей налогообложения рассматриваться в качестве товара (имущественного права) или должны быть приравнены к денежным средствам. Как отмечает Валерия Аршинова, существующие на практике подходы дают основание в целях налогообложения рассматривать цифровые активы как имущественные права. С данным мнением следует согласиться. Действующее гражданское, равно как и налоговое, законодательство не позволяют приравнивать цифровые активы к денежным средствам в целях их налогообложения. Такое решение, если оно будет признано целесообразным, не может быть самостоятельно выработано правоприменительной практикой и потребует внесения в НК РФ соответствующих изменений. Единой точки зрения по этому вопросу среди специалистов на данный момент нет. Если Ирина Муращенкова считает целесообразным «приравнять все виды токенов к имущественным правам», то Николай Симоянов, напротив, предлагает приравнять криптовалюту к «настоящим» (фиатным) деньгам.

С нашей точки зрения, трактовка цифровых активов как имущественных прав является более вероятной. Их приравнивание к денежным средствам как минимум требует не просто участия их в экономике, а фактического их использования субъектами в широких масштабах в качестве универсального средства платежа, чего на данный момент не наблюдается.

Концептуальное значение для налогообложения цифровых активов имеет вопрос о том, должно ли их приобретение рассматриваться как получение лицом дохода либо только как возможность получения дохода в будущем (например, при их продаже). Отчасти данный вопрос связан с возможностью распространения на цифровые активы режима денежных средств.

По нашему мнению, обсуждаемая проблема едва ли допускает универсальное решение, поскольку права на цифровые активы могут приобретаться субъектами в результате слишком разных операций. Очевидно, что получение активов продавцом в качестве оплаты цены товаров экономически существенно отличается от их покупки за денежные средства, а «создание» объектов цифровых прав в процессе майнинга отличается от приобретения уже существующих объектов у третьих лиц.

Законодателю также необходимо определиться в вопросе налогообложения НДС операций по передаче цифровых активов. Большинство экспертов поддерживают идею об освобождении от налогообложения НДС соответствующих операций. Однако оно основано скорее на экономической природе активов, чем на положениях закона. Мы не можем в полной мере согласиться с мнением Валерии Аршиновой о том, что операции с криптовалютой не подлежат налогообложению НДС, поскольку она не является товаром. Ведь обязанность по уплате данного налога, по общему правилу, возникает у налогоплательщика и при передаче им имущественных прав, к каковым могут быть отнесены и права на криптовалюту (как и на любые цифровые активы). Представляется, что операции с цифровыми активами не должны облагаться НДС, поскольку они находятся в одном ряду с финансовыми операциями, освобожденными от налогообложения (например, операции с ценными бумагами). Для их освобождения от налогообложения, как указывает Ирина Муращенкова, потребуется внесение в НК РФ специальных изменений.

Начало использования налогоплательщиками цифровых активов потребует от государства принятия ряда решений, касающихся налоговой политики. Речь идет о том, что правила налогообложения должны учитывать экономические модели использования цифровых активов. Например, приобретение цифровых активов в ходе расчетов по договору в аспекте налогообложения не тождественно их приобретению в качестве инвестиции. Возможность использования цифровых активов как инструмента инвестирования делает желательным установление в законе специальных правил налогообложения инвестиционных операций с ними. В этой связи заслуживает внимание предложение Николая Симоянова установить минимальный порог необлагаемого дохода при инвестиционных операциях с цифровыми активами.

Помимо концептуальных проблем, налогообложение цифровых активов потребует решения большого количества технических вопросов: установление порядка определения их стоимости и, как следствие, размера дохода (расхода) налогоплательщиков, порядка уплаты налогов (например, возложение обязанностей налоговых агентов на профессиональных участников рынка). Если часть вопросов, например, выработка подходов к определению стоимости цифровых активов, теоретически может быть решена усилиями правоприменителя, то другие потребуют прямого законодательного решения.

Большое количество нерешенных проблем, связанных с налогообложением цифровых активов, не позволяет и дальше откладывать внесение в налоговое законодательство необходимых изменений. Однако процесс их принятия объективно тормозит недостаточность гражданско-правового регулирования, не позволяющая четко определить правовую природу соответствующих объектов гражданских прав, содержание прав участников правоотношений на такие объекты и возможные с ними операции.