27.02.19. Когда возникла опасность? Определение момента возникновения опасности для движения \ ДТП \. НАГ. № 4 от 18.02.19.

Дмитрий Кияшко, адвокат АП Калужской области

Когда возникла опасность? Определение момента возникновения опасности для движения

Откликаясь на статью Александра Рудя «Основополагающее обстоятельство» (см.: «АГ». 2019. № 4 (285)), автор предлагает другой вариант определения момента возникновения опасности для движения как имеющий практическое значение для защиты. В статье верно указано на необходимость защитнику в каждом случае по делам о ДТП с характерными обстоятельствами (наезд на пешехода, столкновение с препятствием и т.п.) выяснять, возникала ли опасность для движения водителя, если да, то имелась ли у водителя техническая возможность предотвратить ДТП, остановив свое транспортное средство. Для установления этого оправдывающего водителя обстоятельства ключевым является определение момента возникновения опасности для движения. Причем важно различать собственно момент возникновения опасности, для предотвращения которой должны быть применены снижение скорости и остановка ТС и, условно говоря, возникновение опасной, нештатной обстановки, при которой можно избежать опасности иным способом, например, применить маневр. Во втором случае отсутствие у водителя технической возможности избежать ДТП путем снижения скорости своего автомобиля не имеет оправдывающего значения. Так, при столкновении с впереди идущим автомобилем, когда тот начал замедляться, водитель может предотвратить ДТП иным способом – соблюдая дистанцию до впереди идущего транспортного средства и выбирая соответствующий скоростной режим. Поэтому при таких обстоятельствах бесперспективно основывать защиту на отсутствии у водителя технической возможности предотвратить ДТП путем снижения скорости. Определение момента возникновения опасности через различные дорожные ситуации верно ориентирует на судебную практику, поскольку этот момент не всегда совпадает с возникновением собственно препятствия на полосе движения, как в случае с играющим на обочине ребенком. Однако приведенный автором перечень должен служить лишь ориентиром для защитника, поскольку не является исчерпывающим, в некоторых указанных автором случаях опасность для движения возникает не всегда, а лишь при определенных условиях. Считаю неудачным общее определение момента возникновения опасности, избранное автором: «Моментом возникновения опасности считается момент, с которого у водителя наступает время принятия решения о торможении, снижении скорости, маневрировании и совершении любых иных действий для предотвращения вредных последствий ДТП». Такое определение не позволяет защитнику принять решение, оправдывает ли его подзащитного отсутствие у того технической возможности предотвратить ДТП, снизив скорость или остановив свое транспортное средство. Полагаю более удачным определение опасности для движения в смысле абз. 2 п. 10.1 ПДД как возникновение дорожной ситуации, при которой для предотвращения ДТП (тяжести его последствий) водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Опасность возникает в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить (п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»). www.yourpress.ru