27.10.19. Досрочная пенсия по старости. АГ.

Досрочная пенсия по старости

О проблемах правоприменения при определении права на досрочную пенсию по старости
Яцученко Татьяна
Яцученко Татьяна

Адвокат, старший преподаватель кафедры трудового, земельного и финансового права Новосибирского юридического института (филиала) ТГУ
Материал выпуска № 20 (301) 16-31 октября 2019 года.

Проблемы правоприменения при установлении досрочных пенсий по старости обусловлены различными причинами. С одной стороны, наличием сложного механизма правового регулирования и правовой неопределенностью отдельных нормативных положений. С другой стороны, позицией Пенсионного фонда, согласно которой законодательство о пенсиях должно применяться «строго текстуально» и «расширительному» толкованию не подлежит. Совокупность указанных причин приводит к спорам о праве на досрочную пенсию по старости и обращению за правовой помощью к адвокату. В связи с этим автор настоящей статьи полагает целесообразным обратить внимание на особенности правового регулирования отношений по установлению досрочных пенсий, выделить основные категории споров о праве на пенсию и уделить внимание отдельным проблемам правоприменения.

Система досрочных оснований назначения пенсии

Действующий Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) предусматривает систему оснований досрочного назначения пенсий по старости. Указанная система образована при переходе с 1 января 2002 г. на обязательное пенсионное страхование в целях сохранения системы льготных пенсий по старости в связи с работой в особых условиях труда, сформировавшейся в советский период.

Как и в ранее действовавших законах о пенсиях, в Законе о страховых пенсиях, в зависимости от основного юридического факта, в связи с которым назначается досрочная пенсия по старости, можно выделить четыре группы оснований досрочного назначения пенсий по старости.

Четыре основания досрочного назначения

В качестве первой группы можно выделить группу оснований в связи с работой на соответствующих видах работ (п. 1–10, 16–18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях). Например, в связи с работой по Списку № 1 или Списку № 2.

Ко второй группе можно отнести основания в связи с работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (п. 2, 6, 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях).

К третьей группе – основания в связи с особой профессиональной деятельностью (п. 11–15, 19–21 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях). Например, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

К четвертой группе следует отнести основания, связанные с наличием обстоятельств, признаваемых законодателем социально важными или социально уважительными (п. 1, 3–5 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Например, рождение более трех детей и воспитание их до 8 лет; воспитание ребенка-инвалида до 8 лет; наличие инвалидности вследствие военной травмы; наличие инвалидности 1 группы по зрению.

Особенности правового регулирования отношений по установлению досрочных пенсий

Характерной особенностью правового регулирования отношений по установлению досрочных пенсий по старости является наличие специальных норм, устанавливающих порядок исчисления и подтверждения стажа на соответствующих видах работ; суммирования периодов работы на соответствующих видах работ с различным характером условий труда и дополнительного снижения возраста, дающего право на досрочную пенсию по старости в связи с работой на соответствующих видах работ при наличии требуемой продолжительности работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (далее – РКС, МКС).

При этом в целях соблюдения принципа правовой определенности в ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Перечень Списков и Правил исчисления периодов работы на соответствующих видах работ утвержден постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Правила и порядок суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на страховую пенсию в связи с работой на соответствующих видах работ, лицам, работавшим в РКС, МКС, установлены в ст. 33 Закона о страховых пенсиях, постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1–10 и 16–18 части 1 статьи 30 Федерального закона “О страховых пенсиях”».

Категории споров о праве на досрочную пенсию

Споры о праве на пенсию возникают по основаниям досрочного назначения пенсий по старости в первых трех группах.

Судебная практика свидетельствует, что споры обусловлены разногласиями по применению как Списков и Правил исчисления и подтверждения стажа на соответствующих видах работ, так и положений о суммировании стажа на соответствующих видах работ и дополнительном снижении возраста, дающего право на страховую пенсию в связи с работой на соответствующих видах работ лицам, работавшим в РКС, МКС.

Вопросы разрешения споров о праве на пенсию и применения законодательства о досрочных пенсиях разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (далее – Постановление № 30).

Вместе с тем в указанном постановлении Верховным Судом РФ разъяснены не все проблемы правоприменения при определении права на досрочную пенсию.

Споры, связанные с установлением тождественности должностей, работ и (или) структурных подразделений, типа организации

Как правило, разногласия по применению Списков и Правил исчисления стажа на соответствующих видах работ возникают по причине несоответствия наименования учреждения либо структурного подразделения и (или) должности в трудовой книжке, приказах по личному составу, штатных расписаниях наименованию в Списке или Правилах исчисления стажа. В таких ситуациях сопутствующим основанием отказа в назначении досрочной пенсии является отсутствие в сведениях персонифицированного учета по спорному периоду работы сведений о «коде льготы» (об основании досрочного назначения пенсии по старости).

В п. 16 Постановления № 30 разъяснено, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.). При этом Верховным Судом РФ обращено внимание, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Как следует из правовой позиции в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2017 г. № 70-КГ17–16, вопрос о тождественности может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности (профессии) истца.

Таким образом, для разрешения указанной категории споров правовое значение имеют такие обстоятельства, как неправильное наименование должности (профессии) и тождественность трудовой функции (должности, вида работ), выполняемой истцом, трудовой функции, которая предусмотрена в Списке и (или) Правилах исчисления стажа, с учетом которых определяется право на досрочную пенсию.

Вопрос о тождественности наименования учреждения, структурного подразделения, где истец выполнял работу, наименованию учреждения, структурного подразделения в Списке и Правилах исчисления стажа на соответствующих видах работ в Постановлении № 30 не разъяснен. Вместе с тем представляется, что он должен разрешаться аналогично.

Успешность установления тождественности зависит от правильно сформированной правовой позиции о неправильном наименовании учреждения, структурного подразделения и (или) должности и собранных по делу доказательств, подтверждающих тождественность учреждений, структурных подразделений и (или) должностей.

При формировании правовой позиции о неправильном наименовании учреждения, структурного подразделения и (или) должности необходимо учитывать, что все Списки и Правила исчисления стажа на соответствующих видах работ утверждались на основе Классификаторов должностей, профессий (общесоюзного, общероссийского), ЕТКС, номенклатуры должностей, Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства», номенклатуры учреждений и структурных подразделений. В связи с этим, если наименование учреждения, структурного подразделения и (или) должности не предусмотрено в указанных нормативных актах, то имеет место неправильное наименование.

Доказательствами тождественности должностей могут быть, например, должностные инструкции, положения о структурном подразделении со сведениями о задачах подразделения и обязанностях работников подразделения, сведения в штатных расписаниях о штатном составе, структуре и размере оплаты.

Тождественность структурных подразделений может быть подтверждена сведениями о штатном составе в штатных расписаниях за спорный период работы, который соответствует нормативному штатному составу, предусмотренному в нормативных актах; сведениями в положении о структурном подразделении о задачах подразделения, которые соответствуют задачам подразделения в типовом положении и т. п.

Доказательствами тождественности учреждений могут быть сведения в Уставе о целях и задачах учреждения, лицензии на осуществление определенных видов деятельности.

Споры, связанные с подтверждением характера работы

В случае, когда в назначении досрочной пенсии по возрасту отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих характер работы (занятость в конкретном

виде производства; на определенных участках; выполнение определенных видов работ; занятость на определенном оборудовании; наличие определенных неблагоприятных производственных факторов и т. п.), и (или) отсутствия доказательств о занятости в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочную пенсию по возрасту, успешность разрешения спора зависит от собранных по делу доказательств.

При этом необходимо учитывать, что порядок подтверждения стажа на соответствующих видах работ установлен постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» и приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».

Исходя из смысла указанных нормативных актов, в отношении периодов работы до регистрации в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) установлен документальный порядок подтверждения стажа. После регистрации стаж на соответствующих видах работ, как и общий страховой стаж, может быть подтвержден только сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. При наличии документов о периоде работы и отсутствии сведений персонифицированного учета об указанном периоде период работы не учитывается ни в общем страховом стаже, ни в стаже на соответствующих видах работ.

В случае отсутствия в персонифицированном учете сведений о «коде льготы» за спорный период работы характер работы может быть подтвержден документами.

Такой вывод следует из положений ст. 15 Закона № 27-ФЗ, в соответствии с которыми обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации возложена на работодателя.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П обращено внимание, что невыполнение страхователями требований Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение. Поэтому при наличии документов, подтверждающих характер работы, дающий право на досрочную пенсию, периоды работы подлежат включению в стаж для права на досрочную пенсию независимо от наличия в сведениях персонифицированного учета кода льготы.

Характер работы в зависимости от фактора, с учетом которого период работы подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, может быть подтвержден сведениями в приказах по личному составу (например, о приеме, переводе, увольнении и другими); карточке формы Т‑2, штатных расписаниях, лицевых счетах или расчетных ведомостях, приказах о закреплении за определенными участками работ, оборудования, технологических регламентах, картах, технологических планировках, схемах цеха, инвентарном списке основных средств (оборудования), техническом паспорте оборудования, нарядах на выполнение работ, должностных инструкциях и других.

Окончание
в следующем номере