28.06.17. Схема снятия с розыска лиц как без вести пропавших, в случае если они не являются в правоохранительные органы

Николай Яшин, АДВОКАТ АП Г. МОСКВЫ
Таков порядок, что к профессиональному защитнику граждане обращаются в случае обнаружения себя в базе федерального розыска за совершение преступлений. Узнать об этом и не оказаться в изоляторе возможно при условиях нахождения лица в иностранном государстве (как правило, на ПМЖ) и отсутствия международного розыска по базам Интерпола. Для большинства граждан объявление их правоохранительными органами в федеральный розыск является неприятным сюрпризом, так как уголовные дела чаще всего возбуждаются спустя длительное время после иммиграции и по весьма спорным обстоятельствам. Автор статьи рассматривает случай из собственной практики, связанный с розыском целой семьи.
Доверитель числился в розыске вместе с семьей как без вести пропавший. В дальнейшем было установлено, что в розыск его объявили родственники, но под давлением своих бывших бизнес-партнеров с целью установления его фактического местона-хождения.Возвращаться на территорию России доверитель не планировал, кроме того, главным условием оказания помощи являлась полная конфиденциальность адреса нахождения без вести пропавшей семьи. Из поручения следовало, что необходимо достичь приня-тия решения о снятии всех членов семьи с розыска и исключить явку доверителей в правоохранительные органы любой страны.После установления основания розыска и его инициатора, которым являлся один из отделов МВД России, начался сбор нормативной базы по данному вопросу.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА О РОЗЫСКЕ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ. В силу ст. 10 Федерального зако-на от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной дея-тельности» (далее – Федеральный закон № 144-ФЗ) органы, осущест-вляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них данным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.Дело оперативного учета пре-кращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыск-ной деятельности, предусмотренных ст. 2 указанного закона, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач, среди которых: осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших.Какого-либо списка необходимых документов на снятие лица с розыска как без вести пропавшего ни в Федеральном законе № 144-ФЗ, ни в Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о пре-ступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (утв. приказом МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. № 38/14/5), не имеется. Следова-тельно, можно сделать вывод о том, что доказательством нахождения лица в живых может быть любое существенное обстоятельство. С учетом условий поручения единственным способом задокументировать местонахождение и установить факт нахождения доверителей в живых было обращение в консульство РФ в иностранном государстве. Статьей 26 Федерального закона от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» закрепляется перечень нотариальных действий консульского должностного лица. Для целей снятия лиц с розыска как без вести пропавших представляют интерес действия консульского должностного лица по удостоверению факта нахождения в живых, об установлении местонахождения гражда-нина, а также о тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии. Для цели соблюдения тайны постоянного местонахождения доверителей и с учетом их проживания в азиатской стране, которая граничит с несколькими странами, было решено обратиться в консульство РФ в соседнем государстве.
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.
На практике розыск без вести пропавшего прекращается при личной явке последнего в отдел МВД России, где составляется заявление о том, что в отношении него за время его отсутствия не было совершено противоправных деяний, его отсутствие не связано с его похищением, в связи с чем лицо просит прекратить его розыск. Дополнительно у лица отбирается сотрудником полиции объяснение, в котором устанавливаются причины отъезда лица: почему не поставил в известность своих родственников, где находился в период нахождения в розыске. Следует отметить, что законодательного запрета на решение этого вопроса через представителя не имеется. Поэтому правильным будет оформление заявления о прекращении розыска доверителей от пред-ставителя с приложением ордера адвоката и доверенности (которая, кроме того, также подтверждает нахождение безвестно отсутствующих лиц в живых в виду того, что имеется подпись лица, заверенная консульским должностным лицом). В моем случае в розыске находился еще и несовершеннолетний, полно-мочия по представлению его интересов также оформлялись доверенно-стью от его законного представителя. Важнейшими для целей снятия с розыска безвестно отсутствующих лиц являются нотариально заверенные консульским должностным лицом документы. Речь идет о сви-детельстве об установлении факта нахождения лица в живых и свидетельстве о тождественности граж-данина с лицом, изображенным на фотографии. Выглядят указанные документы достаточно просто, выполнены не на бланке, а на обыкновенном листе формата А4, к свидетельству о тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, прикреплена фотография лица, указанного в свидетельстве. На всех документах стоят печати и подпись лица, совершившего нотариальное действие, а также номер регистрации в реестре нотариальных документов консульства РФ. Исходя из личного опыта общения с органами МВД России, рекомендую также приобщить документы об оплате пошлины за совершение указанных нотариальных действий. На первоначальное заявление о прекращении розыска сотрудниками полиции истребовались допол-нительные документы, а именно заверенные копии паспортов доверителей и свидетельство о рождении несовершеннолетнего лица. В дополнение ко всем документам были составлены еще и заявления от доверителей о прекращении их розыска с заверением их подписей консульским должностным лицом. Интересен тот факт, что при получении информации и документов от адвоката правоохранительные орга-ны РФ в случае сомнений не направляют никаких запросов, а перекладывают это бремя на представителя. В связи с этим в целях экономии времени следует готовить наиболее полный пакет документов. Несмо-тря на это, с учетом отсутствия списка документов, необходимых для снятия с розыска лиц как без вести пропавших, адвокат не застрахован от истребования дополнительных доказательств нахождения доверителей в живых. Первоначально предлагалось даже осуществить трансляцию через Skype в режиме онлайн для того, чтобы убедиться, что вся семья жива и здорова, однако впоследствии от этого отказались.
ДОКУМЕНТЫ, ПОСЛУЖИВШИЕ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ СНЯТИЯ С РОЗЫСКА.
В итоге после всех обращений в правоохранительные органы список документов на снятие с розыска лиц как без вести пропавших выглядел следующим образом:1) свидетельства об удостоверении консульским должностным лицом РФ тождественности граж-данина с лицом, изображенным на фотографии, в трех экземплярах на каждого моего доверителя;2) свидетельства об удостоверении консульским должностным лицом РФ факта нахождения дове-рителей в живых и установление их местонахождения;3) заверенная копия паспорта гражданина РФ на каждого;4) заверенная копия загранпаспорта гражданина РФ на каждого;5) заверенные собственноручно написанные заявления от каждого разыскиваемого;6) ордеры адвоката;7) доверенность от каждого доверителя, заверенная консульским должностным лицом; 8) квитанции об оплате пошлины по совершению нотариальных действий в консульстве.Указанные документы направлялись доверителями международной службой экспресс-доставки DHL. На основании указанных документов розыск в отношении доверителей был снят, соответствующая информация направлена в информационные центры МВД России. Возможно, описанный случай достаточно редок в профессиональной деятельности адвоката. Связано это с тем, что нет никаких проблем в снятии розыска через правоохра-нительные органы РФ при личной явке разыскиваемого лица. Тем не менее специфика адвокатской деятельности подразумевает решение нестандартных проблем с предложением уникальных способов их разрешения. Надеюсь, что рекомен-дованный мной способ будет полезен в правоприменительной прак-тике по аналогичным ситуациям.