31.08.18. Крипторынок останется вне закона . НАГ, №16. Август 2018.

Саркис Дарбинян, партнер Центра цифровых прав

Крипторынок останется вне закона ЦБ РФ и Минфин России не заинтересованы в реальном регулировании нового рынка

В данном отклике на статью Валерии Аршиновой «Формирование цифрового права» (см.: «АГ». 2018. № 12 (269)) автор отмечает, что текущую попытку со стороны российских законодателей ввести криптовалюты и токены в правовое поле нельзя назвать успешной. Положения предлагаемых законопроектов не имеют никакой связи с уже существующим крипторынком и нацелены на создание нового рынка токенов, полностью контролируемых государством. Как считает автор настоящей публикации, непримиримая позиция российского Центробанка, который неоднократно уже заявлял о недопустимости признания криптовалют в качестве средства платежа, не позволит использовать криптовалюты в полном объеме в соответствии с их реальным назначением. Очевидно, что BTC и ETH (цифровые валюты. – Прим. ред.) широко используются сегодня для приобретения как товаров и услуг, так и для приобретения токенов компаний, выходящих на ICO. Однако такая активность в соответствии с предлагаемыми нормами так и останется вне закона. В условиях динамично развивающихся технологий децентрализованных реестров по всему миру весьма сомнительно, что достаточно жесткие императивные нормы российского закона будут привлекать российских и иностранных стартаперов выбирать сетап компании в российской юрисдикции. Сегодня в мире уже существуют юрисдикции, которые благодаря гибким положениям законодательства и весьма взвешенной правоприменительной практике привлекают криптопроекты и компании, выходящие на публичный токенсейл со всего мира, в том числе и из Российской Федерации. С одной стороны, есть Япония и страны Юго-Восточной Азии, где уже установлены достаточно хорошие условия для организации подобного бизнеса. С другой стороны, есть Кипр, остров Ман, Гибралтар и Швейцарские кантоны, которые понастоящему состязаются сегодня друг с другом в создании более привлекательных условий для сетапа проектов, основанных на технологиях распределенных реестров. Более удачным мне представляется пример соседней Беларуси, которая, приняв декрет, установила лишь общий правовой фреймворк и не стала заниматься тем, чтобы детально описывать все отношения между субъектами в рамках обмена токенами и криптовалютой, загоняя их в рамки ограничений, лимитов и соблюдения жестких административных процедур. Хотя и там мы видим пробуксовки с имплементацией. Разработанные законопроекты, скорее, отвечают формальной задаче создать хоть какое-то законодательство. При этом есть ощущения, что ЦБ РФ и Минфин России не готовы и не заинтересованы в настоящее время в реальном регулировании нового рынка, а пытаются исполнить поручение Президента РФ, оставив большую часть сегодняшних игроков в той серой зоне, в которой они находятся и сейчас. При этом следует отметить, что на решение организаторов ICO, представителей блокчейнбизнеса, трейдеров, майнеров и других криптоакторов работать в той или иной юрисдикции влияет не только наличие законодательства, регулирующего отрасль блокчейна и криптовалют, но и множество других факторов, как то – удобство ведения бизнеса онлайн, налоговые ставки, стоимость электричества, предсказуемость законодательства, реальные механизмы судебной защиты и др. А с этим в России пока существуют реальные сложности.