Когда и зачем нужно вносить данные в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц
Виталий Перелыгин, старший эксперт ЮСС «Система Юрист»
Общедоступную информацию об организациях и индивидуальных предпринимателях содержат:
- государственные реестры – ЕГРЮЛ и ЕГРИП (о них см. отдельную рекомендацию), а также
- Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ; далее – федресурс).
Закон предусматривает ряд данных, которые компании и предприниматели должны самостоятельно отражать в федресурсе.
Обоснование
Федресурс – это открытый и общедоступный реестр, который содержит сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях (далее – заявители).
Он начал действовать с 1 января 2013 года (п. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов»).
Цель федресура в том, чтобы:
- сделать общедоступными как можно больше фактов деятельности заявителя и при этом
- избавить его от неудобной и продолжительной процедуры внесения изменений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Так, сведения в федресурс вносят по Интернету. Составлять письменное заявление, обращаться в налоговую инспекцию, ждать ее решения не нужно.
Если эту обязанность нарушить, возникнет риск административной ответственности.
Какие сведения нужно вносить в федресурс
В федресурсе необходимо отражать:
- десять общих ситуаций – для всех заявителей;
- две дополнительные ситуации – только для юридических лиц;
- сведения о стоимости чистых активов – для ООО и АО.
Кроме того, федресурс содержит и иные сведения. Однако организациям и предпринимателям их вносить не надо. За них это делает ФНС России в лице налоговых инспекций (подп. «а»–«и» п. 7, абз. 3 п. 8, абз. 2 п. 11 ст. 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о госрегистрации).
Общие ситуации:
1) заявитель получил, приостановил, возобновил, переоформил лицензию либо лишился ее (подп. «м» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
2) арбитражный суд вынес в отношении заявителя определение о введении наблюдения (подп. «н» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
3) заявитель передал движимое имущество в залог (подп. «н.1» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
4) заявитель-гарант выдал независимую гарантию (подп. «н.2» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
5) финансовый агент (заявитель) заключил договор финансирования под уступку денежного требования (подп. «н.3» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
6) заявитель-лизингодатель заключил договор лизинга (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», подп. «о» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
7) заявитель вступил в саморегулируемую организацию (СРО) либо вышел из нее (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», подп. «о» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
8) в отношении заявителя провели обязательный аудит (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», подп. «о» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
9) заявитель получил отчет по договору на проведение оценки (ст. 8.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), подп. «о» п. 7 ст. 7.1, абз. 3 п. 11 Закона о госрегистрации);
10) судебный пристав-исполнитель обратил взыскание хотя бы на один из видов имущества заявителя:
- недвижимое имущество, которое заявитель не использует, чтобы производить товары, выполнять работы или оказывать услуги;
- имущественные права, которые заявитель использует, чтобы производить товары, выполнять работы или оказывать услуги;
- имущество для производства товаров: недвижимость производственного назначения, сырье, оборудование и т. д.
(Ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», подп. «о» п. 7, абз. 3 п. 11 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Дополнительные ситуации для юридических лиц:
- у организации появились признаки банкротства (подп. «л.1» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
- организация раскрыла финансовую и (или) бухгалтерскую отчетность, чтобы исполнить соответствующую обязанность закона (подп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Стоимость чистых активов необходимо отразить:
- в ООО – на момент, когда общество публично разместило облигации или иные эмиссионные ценные бумаги (подп. «л» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации, п. 2 ст. 49 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
- в АО – на последнюю отчетную дату (подп. «к» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
В какой срок необходимо внести сведения
По общему правилу регистрируемую ситуацию нужно отразить в федресурсе в течение трех рабочих дней с момента, когда она сложилась (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Исключение составляет случай, когда заявитель получил отчет по договору на проведение оценки. Эту ситуацию необходимо отразить в течение десяти рабочих дней с момента принятия отчета (ст. 8.1 Закона об оценочной деятельности).
Что будет, если заявитель не внесет сведения в федресурс
Формально за нарушение обязанности по регистрации в федресурсе закон предусматривает административную ответственность. К ней могут привлечь предпринимателя-заявителя или руководителя организации-заявителя, если заявитель:
- либо нарушит срок для внесения сведений в федресурс – предупреждение или штраф в размере 5000 руб. (ч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ);
- либо вообще не отразит сложившуюся ситуацию в федресурсе – штраф до 10 тыс. руб. (ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ);
- либо внесет заведомо ложные сведения – штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до трех лет (ч. 8 ст. 14.25 КоАП РФ).
Вместе с тем, на практике эти нормы об ответственности пока не используют.
Обоснование
Протоколы о перечисленных нарушениях вправе составлять лишь должностные лица Росреестра (п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). На данный момент они к таким мерам не прибегают. Судебной практики по частям 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ еще нет.
Однако обязанность по внесению сведений в федресурс все же стоит исправно исполнять. В результате заявитель:
- полностью обезопасит себя от риска административной ответственности по частям 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ;
- создаст репутацию добросовестного контрагента.