В статье рассматриваются ситуации, когда налогоплательщики вынуждены оспаривать завышенные, по их мнению, данные об архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости с целью правильного исчисления налога. Для этого необходимо определить правила оспаривания и в административном иске об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости обосновать, что результаты определения кадастровой стоимости, ставшей архивной, могут применяться для целей, установленных законодательством, и затрагивать права и обязанности лица, обратившегося с административным иском.
Действующее законодательство закрепляет право граждан, ИП или юридических лиц обратиться с требованием об оспаривании архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, если имущественные права последних нарушены, в большинстве случаев эти нарушения прав связаны с начислением налогов на недвижимые объекты с учетом завышенной архивной кадастровой стоимости.
Законодательное регулирование
В ст. 214.10 НК РФ определено, как надлежит рассчитывать налоговую базу, если рыночная стоимость недвижимого имущества менее его кадастровой стоимости.
В названной статье указано, что если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода – кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
От рассчитанной указанным способом кадастровой стоимости недвижимого объекта напрямую зависит расчет налога на имущество, и в случае неверно указанной (завышенной) кадастровой стоимости налог будет взыскан неверно.
В данной статье рассмотрим механизм защиты имущественных прав граждан, ИП или юридических лиц при неверно указанной (завышенной) кадастровой стоимости.
Целью обращения административных истцов в суд является снижение налоговых платежей, подлежащих исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка в случае, если данная стоимость завышена, а следовательно, налоговая база исчисляется неверно. Действующее законодательство предусматривает право на защиту, исходя из ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов размеров кадастровой стоимости является определение в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К нормам КАС РФ в качестве специальных применяются положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке), предусматривающие порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Административный истец, которому принадлежит ряд земельных участков, является в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки.
Пунктом 1 ст. 397 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Между тем в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
Если права административного истца затрагиваются при сохранении в ЕГРН сведений о недостоверной кадастровой стоимости объекта, что приводит к необходимости уплаты земельного налога за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости, то факт отсутствия нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца подлежит установлению при рассмотрении и разрешении административного дела по существу.
Аналогичный вывод сделала ФНС России в письме от 14 сентября 2021 г. № БС‑4-21/13025@: изменение налоговой базы – кадастровой стоимости недвижимого имущества влечет перерасчет суммы налога (авансовых платежей) по налогу, ранее исчисленных исходя из недостоверных (ошибочных) сведений о кадастровой стоимости, с учетом даты начала применения измененной кадастровой стоимости.
Минфин России разделяет эту позицию в письме от 4 августа 2023 г. № 03-04-07/73249. При этом пени за период применения недостоверной кадастровой стоимости начисляться не должны (письмо Минфина России от 29 декабря 2016 г. № 03-05-04-01/79101).
Архивная кадастровая стоимость и ее оспаривание
Архивной кадастровой стоимостью признается кадастровая стоимость реализованных административным истцом объектов недвижимости, которая продолжала применяться до утверждения новой кадастровой стоимости объектов недвижимости, до внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости.
Данную дефиницию можно сформулировать, исходя из выводов, сделанных в кассационном определении Верховного Суда РФ от 19 января 2022 г. № 6-КАД21-5-К2. Этим судебным актом принято следующее решение: Определение об отказе в принятии искового заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, равной их рыночной стоимости, отменено. Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы суда об отсутствии у истца права на обращение в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорных объектов в размере их рыночной стоимости являются ошибочными.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (ч. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее – Закон об оценочной деятельности).
Данная позиция отражена в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума ВС № 28), а также п. 53 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2020), утвержденного Президиумом ВС РФ 10 июня 2020 г.).
Результаты определения кадастровой стоимости, ставшей архивной, могут применяться для целей, установленных законодательством, в частности, затрагивать права и обязанности лица как налогоплательщика в налоговом периоде, за который налог исчисляется исходя из размера архивной кадастровой стоимости.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению этого права, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Законом об оценочной деятельности и Законом о кадастровой оценке.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период применения ст. 22 и 22.1 Закона о кадастровой оценке, в течение которого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ может быть принято решение о дате перехода к применению норм ст. 22.1 для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – решение).
С даты, указанной в решении, в субъекте РФ: а) применяются положения ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; б) не применяются положения ст. 22 указанного Закона; в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности не осуществляется.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2021), утвержденному Президиумом ВС РФ 30 июня 2021 г., в течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Законом о кадастровой оценке или Законом об оценочной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 24 Закона о кадастровой оценке).
Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки может осуществляться в соответствии с Законом об оценочной деятельности путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд.
В разных субъектах РФ дата перехода устанавливается правительством данного субъекта, то есть регулируется на местном уровне.
К примеру, Верховный суд Республики Саха (Якутия) в решении от 9 ноября 2023 г. указал, что при установлении обстоятельств по административному иску об оспаривании архивной кадастровой стоимости земельного участка было констатировано, что кадастровая стоимость, определенная распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2019 г. № 1472-р «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)», фактически уже была признана архивной, так как Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2022 г. было принято распоряжение № Р‑2513 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Республики Саха (Якутия)», в соответствии с которым установлена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 г., то есть была принята и утверждена новая кадастровая стоимость, следовательно, кадастровая стоимость, утвержденная распоряжением от 2019 г., стала архивной кадастровой стоимостью.
При установлении данного обстоятельства в суде административный иск по оспариванию архивной кадастровой стоимости рассматривается с учетом ч. 7 ст. 24 Закона о кадастровой оценке, предусматривающей, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу этого Закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Законом об оценочной деятельности.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности и п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ).
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых
результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Согласно ч. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (п. 14 Постановления Пленума ВС № 28).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума ВС № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения результаты очередной кадастровой оценки утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, ст. 24.18, ч. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, для оспаривания архивной кадастровой стоимости заинтересованному лицу необходимо осуществить следующие основные действия:
1) определить правила оспаривания;
2) обосновать, что результаты определения кадастровой стоимости, ставшей архивной, могут применяться для целей, установленных законодательством, и затрагивать права и обязанности лица, обратившегося с административным иском;
3) доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие доводы, указанные в административном иске об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости.