22 октября в Кремлевском дворце прошел XIII Юридический форум для практиков «Главные правовые события года». В рамках этого мероприятия состоялась сессия «Legal Tech и Design в работе юристов».
В своем выступлении адвокат по арбитражным спорам, главный редактор журнала «Корпоративный юрист», доцент кафедры гражданского права и процесса юридического института РУДН, к.ю.н. Борис Башилов рассказал о проектировании процессуальных документов и о том, что хотят видеть в них судьи в условиях высокой нагрузки. На примере собственного опыта работы помощником судьи в Арбитражном суде г. Москвы он отметил, что на практике процессуальные документы часто имеют нечитабельный вид. По его мнению, понятный документ увеличивает вероятность его принятия и скорость его согласования. «В суде я должен за 3-5 минут, которые мне выделили, убедить одного незнакомого мне человека в том, что я прав, может быть, трех человек, если это коллегиальное слушание. При этом у меня есть оппонент, который мне мешает, его задача выстроена примерно таким же образом», – отметил он.
Для эффективной работы в заданном аспекте, по мнению спикера, нужны понимание собственной цели и мотивации собеседника в лице суда, а также собственные процессуальные средства коммуникации: ораторское мастерство и оформленная процессуальная позиция по делу. «Очень часто от коллег я слышу фразу, что суд разберется. Если вы с этим настроем идете в суд, то суд так разберется, что мало не покажется. Такой подход совершенно очевидно контрпродуктивный. Если мы хотим получить прогнозируемый результат, то мы сами должны разобраться в этом и дать что-то готовое», – подчеркнул Борис Башилов.
Он добавил, что в деле, где имеется спор, суд займет позицию той стороны, чья позиция ему ближе и понятнее, которую он сможет потом обосновать. В настоящее время судьи, по его словам, работают в условиях колоссальной нагрузки, поэтому форма подачи информации имеет большое значение. Соответственно, помимо содержательной части процессуального документа важна его форма, все это в совокупности делает работу весьма эффективной. Борис Башилов перечислил несколько принципов эффективного конструирования процессуальных документов: первый выражается в том, что процессуальные документы готовятся для судьи, а не для себя, доверителя или оппонента. Второй заключается в следовании единым правилам оформления документов и отсутствии нарушения их. В свою очередь, третий принцип сводится к подаче только той информации, которая имеет отношение к делу.
Борис Башилов также отметил важность визуальной составляющей процессуального документа, цель которой состоит в привлечении внимания суда, поэтому дизайн документа также имеет важное значение. Проектирование процессуального документа сводится к структурной подаче информации, для большей наглядности можно составлять графики, диаграммы, блок-схемы и таймлайны. В условиях цифровизации важно быть не только хорошим юристом, но и иметь навыки редактора и дизайнера. При составлении процессуального документа нужно умело расставлять акценты и визуализировать выбранные места. В свою очередь, верстка документа должна обеспечивать его читабельность, как и редактирование текста. Спикер также рассказал, как выглядит идеальный процессуальный документ: в нем должны быть юридическая экспертиза (знание законов и умение применять их на практике), понятная аргументация и юридический дизайн (навыки визуальной подачи информации).
В свою очередь начальник отдела методологии применения электронной подписи Управления электронного документооборота ФНС России Роман Чубаров выступил с докладом на тему «Цифровизация работы с доверенностями: к чему готовиться юристам в 2025 г.». Он напомнил, что ранее ФНС было поручено провести реформу электронного документооборота, для этого выяснили преимущества таких нововведений. Такая реформа обеспечит, в частности, рост ВВП страны и увеличение доходов населения, для бизнеса это повлечет ускорение оборота капитала, снижение издержек и повышение производительности труда. Спикер перечислил три стадии развития ЭДО в РФ: добровольное использование, секторальные императивы и система предиктивного госконтроля. Сейчас, по его словам, Россия находится на втором этапе.
Роман Чубаров отметил, что формат электронного документа состоит из двух частей: описание и схема. 1 сентября 2024 г. произошла реформа, благодаря которой изменился порядок применения электронной подписи для уполномоченных представителей юрлиц и предпринимателей. Машиночитаемая доверенность может храниться у третьих лиц, поэтому ФНС создала блокчейн-хранилище, где сейчас содержится 1,5 млн таких документов. На развитие блокчейна в России повлияли условия COVID-2019, когда банки должны были предоставлять кредиты на льготных условиях отраслям, наиболее пострадавшим от распространения коронавирусной инфекции. Благодаря QR-коду в машиночитаемой доверенности можно проверить данные о ее доверителе, впоследствии можно будет отследить всю цепочку передоверия в электронной форме.
В 2025 г., рассказал спикер, будут активно использоваться составные полномочия машиночитаемых доверенностей, госорганами уже создан классификатор, где перечислено 31 действие, являющееся предметом доверенности: подписание документов, уведомление и пр. Можно будет предусмотреть ограничения для ряда полномочий.
Роман Чубаров ответил на ряд вопросов касательно нововведений. В частности, он пояснил, что налоговая инспекция будет принимать универсальный формат доверенности с 2025 г. Нужно подписывать соглашение с контрагентом, если МЧД не передается с документом, а хранится в третьем месте. Желательно перевыпускать доверенность или электронную подпись директора, если сменилось название организации.