26 февраля в Госдуму внесен проект поправок в отдельные законодательные акты РФ, которым предлагается передать в ФСБ России следственные изоляторы центрального подчинения ФСИН России (законопроект № 850855-8).
В 1996 г. Россия, вступив в Совет Европы, обязалась передать управление всеми пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний в компетенцию Минюста России. Для этого СИЗО органов безопасности в соответствии с Указом Президента РФ от 12 июля 2005 г. № 796 были переданы в уголовно-исполнительную систему. В 2022 г. РФ прекратила членство в Совете Европы.
Законопроектом предлагается передать в ФСБ России следственные изоляторы центрального подчинения ФСИН России, а также наделить органы безопасности полномочиями на доставление и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных для участия в следственных действиях, судебном разбирательстве, на охрану указанных лиц. Также согласно законопроекту данные органы будут объявлять лицам, находящимся на территориях СИЗО органов безопасности и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Поправками предусмотрено, что СИЗО будут включены в структуру органов безопасности и являться юридическими лицами. Сотрудники таких СИЗО будут являться военнослужащими органов безопасности.
В пояснительной записке отмечается, что с началом специальной военной операции существенно увеличилось количество подозреваемых и обвиняемых в государственной измене, сотрудничестве на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией и шпионаже, подавляющее большинство которых содержится в СИЗО. «Стабильно высоким остается число подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений террористической и экстремистской направленности, содержащихся под стражей. К указанным лицам в условиях СВО проявляется повышенный интерес со стороны представителей иностранных государств и организаций, что требует принятия дополнительных мер по защите государственной тайны», – подчеркнули авторы поправок.
Адвокат АП Ставропольского края Александр Польченко считает, что предлагаемый законопроект подсвечивает возникшую в последние годы проблему роста преступлений экстремистской и антигосударственной направленности. Он обратил внимание на суждение авторов законопроекта, что его реализация не повлечет дополнительных финансовых издержек для бюджета страны, связанных с организацией СИЗО, подчиненных органам ФСБ. «Выход из этого непростого финансового вопроса авторы законопроекта видят в передаче СИЗО центрального подчинения ФСИН России в ведение органов ФСБ. То есть, по сути, такие известные СИЗО, как “Матросская тишина”, “Бутырка” и др., предлагается передать в ведение органов ФСБ для размещения в них лиц из числа контингента, привлекаемого к уголовной ответственности за преступления против государства. Между тем такой оригинальный выход из вопроса с финансированием этого законопроекта мне представляется поверхностным, поскольку простое переподчинение СИЗО от ФСИН России к ФСБ в связи с особой важностью контингента, предполагаемого к содержанию в них, очевидно, должно привести и к замене персонала этих СИЗО сотрудниками органов государственной безопасности. Такой шаг приведет к увеличению штатной численности сотрудников ФСБ и к увольнению сотрудников ФСИН, работающих в СИЗО, передаваемых в подчинение ФСБ России, что может вызвать социальную напряженность», – поделился мнением эксперт.
Кроме того, по мнению Александра Польченко, появление данного законопроекта косвенно указывает на недостаточность ограничительных мер и режимных требований, действующих в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления против государства и содержащихся в СИЗО, находящихся в подчинении ФСИН в настоящее время. В действующих реалиях невозможно предугадать последствия, которые могут наступить для адвокатов и их подзащитных в случае принятия данного законопроекта, добавил он.
Адвокат КА г. Москвы «Шериев и партнеры» Абильфез Исаев отметил, что государство в рамках своей дискреции может делегировать определенные полномочия в сфере регулирования пенитенциарной системы из ведения одного органа другому. «В целом в этом нет ничего предосудительного, да и сами внесенные изменения, самое главное, не меняют базовый комплекс прав заключенных, также не ограничивая права адвокатов. Однако адвокатское сообщество беспокоят нарушения прав доверителей, а именно совершенно не мотивированные законом отказы в допуске в СИЗО, огромные очереди, отсутствие свободных кабинетов и т.д. Полагаю, что сам законопроект не несет негативных последствий с точки зрения ограничения прав граждан, однако как он будет применяться в объективной действительности – покажет время», – считает адвокат.
Адвокат, управляющий партнер Criminal Defense Firm Алексей Новиков предположил, что текущая международная обстановка требует данных нововведений, однако их необходимость на первый взгляд неочевидна. «Сегодня сотрудники ФСБ имеют неограниченный доступ в абсолютно любое учреждение, содержащее следственно-арестованных. Более того, они нередко устанавливают условия пребывания подозреваемых и обвиняемых в них. Поэтому на первый взгляд данные нововведения ничего по факту не меняют. С другой стороны, налицо оптимизация работы сильнейшего из силовых ведомств, что, надеюсь, не повлечет за собой какие-либо негативные последствия как для законных интересов и прав граждан и организаций, так и для самой системы сдержек и противовесов», – подчеркнул он.
Заместитель председателя МКА KP&Partners («Клинков, Пахомов и Партнеры») Дмитрий Клинков не поддерживает рассматриваемую инициативу, поскольку считает, что нет необходимости в возвращении СИЗО в ведение ФСБ. Он отметил, что СИЗО и тюрьмы согласно действующему законодательству находятся в подчинении ФСИН, которая, собственно, для этого и была создана как профильная служба.
«Вслед за принятием такого рода новшеств последует и необходимость в организации таких специализированных колоний, т.е. у нас могут появится “особенные преступники”, а следовательно, и “особенные условия содержания для особенных преступников”. Контроль за такого рода местами содержания, в том числе и общественный, будет затруднен или вообще невозможен. Адвокатам точно не станет легче от создания таких СИЗО, все мы знаем о проблемах, которые сопровождают нас при посещениях СИЗО “Лефортово”», – прокомментировал Дмитрий Клинков.