Владимир Путин подписал закон, направленный на ограничение применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Как ранее писала «АГ», соответствующие поправки в УПК РФ были разработаны Верховным Судом и прошли первое чтение еще в октябре 2023 г. Ко второму чтению в проект закона внесли существенные изменения, он был принят в феврале 2025 г.
Закон дополняет ч. 1 ст. 99 «Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения» УПК РФ Кодекса указанием на совершение преступления с применением насилия либо с угрозой его применения. Также подверглась изменению ч. 1 ст. 108 «Заключение под стражу» Кодекса, согласно ей помещение лица в СИЗО происходит на основе судебного решения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений средней тяжести насильственного характера, тяжких и особо тяжких преступлений при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого в преступлении средней тяжести ненасильственного характера при наличии одного из следующих обстоятельств: отсутствие у этих лиц места жительства или места пребывания на территории РФ; неустановление личности; нарушение ранее избранной меры пресечения; лицо скрылось от следственных органов или суда. В исключительных случаях в СИЗО поместят подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений небольшой тяжести при нарушении им ранее избранной меры пресечения либо когда он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
В ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ перечислены конкретные составы преступлений в сфере экономики, когда подозреваемым или обвиняемым назначается мера пресечения в виде заключения под стражу: например, если преступления совершены ИП в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности или управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией или в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.
Кроме того, ст. 108 УПК РФ дополнена ч. 1.2, согласно которой заключение под стражу может приниматься в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» УК РФ, отдельными статьями разд. 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», 10 «Преступления против государственной власти» Кодекса.
Исходя из ч. 2 ст. 108 УПК РФ мера пресечения в виде стражи может применяться к несовершеннолетнему, беременной женщине, женщине, имеющей малолетнего ребенка, мужчине, являющемуся единственным родителем малолетнего ребенка, усыновителю или опекуну малолетнего ребенка, единственному родителю, усыновителю, опекуну или попечителю ребенка-инвалида, если они подозреваются или обвиняются в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях при наличии одного из обстоятельств, указанных в подп. «а»–«г» п. 1 ч. 1 этой статьи, такая мера пресечения избирается в отношении вышеуказанных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления средней тяжести с применением насилия либо с угрозой его применения, а также преступлений, предусмотренных ч. 1.2 этой статьи.
Согласно новой редакции ч. 2.1 ст. 108 УПК мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого, страдающего тяжелым заболеванием, подтвержденным медицинскими документами. Такая болезнь должна быть поименована в соответствующем правительственном перечне тяжелых заболеваний. Корреспондирующие поправки вносятся в ч. 3.1 этой статьи и иные статьи Кодекса.
Кроме того, в УПК внесены изменения касательно приведения его в соответствие с Законом о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, в них теперь используется понятие «место пребывания» вместо «места нахождения».
Ранее член Генерального совета, руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике «Деловой России» Екатерина Авдеева отмечала, что поправки направлены на гуманизацию законодательства, увеличение защиты прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых. «Они содержат не только меры по защите прав и законных интересов лиц, относящихся к “женщинам, имеющим малолетних детей, лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями”, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ненасильственного характера. Последней категории как раз чаще всего соответствуют предприниматели, которые обвиняются в преступлениях, совершенных в сфере экономики», – указывала она.
По мнению эксперта, с учетом загруженности СИЗО и при отсутствии необходимости целесообразнее избирать иную меру пресечения, тем более иные меры пресечения требуют меньших затрат со стороны государства по их обеспечению. «В ст. 108 УПК появилось прямое указание на то, что при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение, а также указание на то, что такими обстоятельствами не может быть признано, что существенно повышает правовую определенность и должно способствовать упорядочиванию и снижению степени формального подхода при оценке представленных доводов следствием. Кроме того, существенно расширен список лиц, к которым заключение под стражу применяется только в исключительных случаях», – отметила Екатерина Авдеева.
Адвокат АП Саратовской области Денис Вениционов напомнил, что заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, связанной с изоляцией от общества, и, соответственно, она должна применяться в исключительных случаях: «Ни для кого не секрет, что судами не всегда в достаточной мере рассматривается вопрос о возможности применения альтернативной меры пресечения в виде домашнего ареста или запрета определенных действий. Считаю, что этот закон позволит снизить количество необоснованных случаев применения исключительной меры пресечения, такой как заключение под стражу».
В свою очередь советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн счел, что придавать поправкам какое-то значение как акту гуманизма, который повлияет на практику избрания мер пресечения в виде заключения под стражу, не стоит, так как удельный процент лиц, по отношению к которым этот законопроект в случае его принятия будет применен, – ничтожно мал. Он также добавил, что и в настоящее время заключение под стражу по делам небольшой и средней тяжести применяется редко.
«Что же касается конкретизации составов преступлений и добавления формулировки относительно учета характеристики преступления, то они не окажут влияния на правоприменительную практику. История корректировки этой нормы различными формулировками и указанием на конкретные составы преступления вообще не оказала влияния на судебную практику. Следствие и суд “научились” интерпретировать заложенный законодателем смысл и буквальное значение таких формулировок, как “преступление в сфере предпринимательской деятельности”, “исключительные случаи”, “невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения”. Поэтому решение проблемы “повального” избрания меры пресечения в виде заключения под стражу следует искать в изменении подходов правоприменительной практики и в политической воле. УПК РФ не предусматривает возможность распространения новой нормы на ранее возникшие правоотношения. Между тем после ее принятия дальнейшее продление этой меры пресечения в отношении отдельных категорий лиц не допускается», – отмечал Евгений Рубинштейн.