Федеральным законом от 01.04.2025 № 49-ФЗ внесены поправки в Гражданский процессуальный кодекс РФ, касающиеся нового порядка подачи апелляционных жалоб и направлены на оптимизацию работы судов. В качестве ключевых изменений выступают следующие положения:
- Проверка апелляций: Теперь первичную проверку апелляционных жалоб на соответствие требованиям кодекса будут осуществлять не суды первой инстанции, а непосредственно апелляционная инстанция. Это означает, что апелляционный суд станет ответственным за принятие решения о принятии жалобы к производству, оставление её без движения или возврат.
- Подача жалоб: Порядок подачи самой жалобы остался прежним — она подается через суд первой инстанции, который затем передает дело в апелляцию. Однако рассмотрение ходатайства о восстановлении пропущенного срока теперь переходит исключительно в компетенцию апелляционного суда.
- Рассмотрение ходатайств: Ходатайства о восстановлении сроков на обжалование будут рассматриваться апелляционным судом без проведения судебного заседания и вызова сторон. Судья имеет возможность пригласить участников процесса, если посчитает необходимым. Рассмотрение таких ходатайств должно произойти в течение пяти рабочих дней после поступления документов.
- Отмена права на обжалование определений: Отменено право на обжалование определения об оставлении апелляционной жалобы без движения. Таким образом, больше нельзя оспаривать сам факт оставления жалобы без движения.
Законопроект, предшествующий принятию федерального закона, был внесен в Государственную Думу 27.06.2024 г. (законопроект № 657699-8 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (о подаче апелляционных жалоб)». Согласно почснительной записке к нему: «Проект направлен на совершенствование организационных и правовых механизмов подачи апелляционных жалоб (частных жалоб, представлений прокурора в суд апелляционной инстанции) в целях обеспечения условий реализации права на судебное обжалование и своевременности предоставления судебной защиты прав участников судопроизводства.
В настоящее время в гражданском судопроизводстве все распорядительные действия в отношении приемлемости апелляционных жалоб, включая проверку соблюдения требований закона, предъявляемых к таким жалобам и прилагаемым к ним документам, право оставить апелляционную жалобу без движения или возвратить подавшему ее лицу, право признать срок апелляционного обжалования пропущенным по уважительным причинам или отказать в его восстановлении, осуществляются судом первой инстанции, вынесшим судебное постановление, на которое апелляционная жалоба подана.
В 2018 году аналогичным образом в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации был закреплен порядок подачи кассационных жалоб. В результате проведения судоустройственной реформы в подсистеме судов общей юрисдикции были созданы организационно обособленные проверочные инстанции − кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции.
В законопроекте сохраняется действующее правило о нахождении дела в суде первой инстанции до истечения срока апелляционного обжалования, что направлено на обеспечение возможности сторонам и другим лицам, участвующим в деле, при подготовке апелляционных жалоб или возражений на них ознакомиться с материалами дела, мотивированным решением суда и отвечает требованиям процессуальной эффективности, поскольку в этот период судом первой инстанции могут быть решены вопросы о принятии дополнительного решения, об исправлении описок и явных арифметических ошибок в судебном постановлении, рассмотрены замечания на протокол (аудиопротокол) судебного заседания.
Представленный законопроект в целом вносит упорядоченность и определенность в механизм апелляционного обжалования, позволяет сделать его более понятным, удобным и доступным для участников судебного процесса. Передача суду апелляционной инстанции полномочий по разрешению вопросов приемлемости апелляционных жалоб направлена на унификацию общих правил судопроизводства, дальнейшее распределение процессуальных функций между судебными инстанциями.
Предложенная законопроектом процессуальная модель позволит исключить пересмотр в апелляционном порядке значительного количества определений судов первой инстанции, которые сейчас выносятся по вопросам приемлемости апелляционных жалоб, что в первую очередь повлияет на сокращение сроков судопроизводства. Внесение указанных изменений, кроме прочего, будет способствовать улучшению качества работы судов путем снижения судебной нагрузки и создания для судов апелляционной инстанции инструмента дополнительного судебного контроля за соблюдением сроков составления мотивированных решений судами первой инстанции, что обеспечит эффективную судебную защиту гражданских прав».
Таким образом, нововведения помогут сократить временные затраты на обработку дел и сделать процесс апелляции более эффективным. Они начнут действовать с 1 января 2026 года.